В 2020 году специалисты «Сусуманзолото» рекультивировали 93 участка земель, нарушенных горными работами

« Назад

23.11.2020 00:00

        Ежегодно «Сусуманзолото» сдает арендодателю от одной до двух тысяч гектаров земель, на которых предприятие ведет отработку месторождений дражным и открытым способами. В этот процесс возвратного природообустройства вовлечены все предприятия, входящие в состав холдинга: уже на этапе оформления участков, предназначенных для разработки, производится суммарный учет земель, составляется график их сдачи, закладываются средства для последующего их восстановления. В случае, если конкретное предприятие не выполняет требований по рекультивации, к нему применяются штрафные санкции не только со стороны государственных контролеров, но и внутри холдинга.

        В текущем году специалисты «Сусуманзолото» провели рекультивацию 93 земельных участков общей площадью 1130 гектаров. Только ООО «Астра» привело в надлежащий порядок свыше 231 гектара земли. 108 гектаров вернуло лесу ООО «Чай-Урья –Золото», почти столько же - ООО «Север-Техресурс».

         Как рассказала заместитель главного маркшейдера Валентина Михеева, работы по восстановлению поврежденных техногенным воздействием участков проводятся по мере отработки месторождения, как правило, в конце промывочного сезона, и заканчиваются к первому снегу. Санитарно-гигиенический этап включает в себя демонтаж и расчистку территории от временных сооружений. «Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, по истечении сроков выполнения работ мы ликвидируем, как того требует законодательство о недрах, - говорит она. - Далее в дело вступает тяжелая техника: идет планировка поверхности, сглаживание отвалов, бровок. Таким образом землю готовят к завершающему биологическому этапу, в частности – к лесовосстановлению».

          В России к рекультивации земель приступили в шестидесятые годы прошлого века. Пока опыт не так уж и велик, а экологических обязательств у недропользователей становится все больше. Это связано с общемировой тенденцией оскудения запасов благородных металлов, что требует развития добывающих технологий, а они, в свою очередь, увеличивают техногенную нагрузку на почвы. Вредные примеси, большой объем пустой породы, - все это требует еще большего внимания к отработанным землям.

         «Здесь, на Колыме, существует ряд системных проблем, связанных с рекультивацией, - продолжает Валентина Михеева. – В частности, мы пока лишены возможности обеспечить тот самый завершающий, биологический этап восстановления земель лесного фонда. Первая сложность - несовершенство технологии. Те специалисты, кто работал в конце восьмидесятых – в начале девяностых, помнят, что процесс самоизлечения земли проходил гораздо быстрее на тех участках, которые не были затронуты рекультивацией. Самозарастание отвалов травой, подлеском и, в конечном счете, лесом, происходило буквально за несколько лет. А вот нынешние, рекультивированные участки как раз и создают тот самый неприглядный неоландшафт, который подвергается критике. Вероятно, плодородный слой в процессе принудительного приживления, теряет связь с глубинными слоями почвы. Здесь есть, о чем подумать, и законодателю, и науке. Еще одна проблема – отсутствие семенного материала для посадки. Найти семена, которые предназначены регламентирующими документами именно для нашего региона, невозможно. Попросту нет предприятий, которые смогли бы обеспечить нас семенами в нужном объеме. Этот и многие другие вопросы поднимают практически все отечественные недропользователи. Потому что мы первые заинтересованы в том, чтобы вернуть излеченные после добычи земли в их первозданное состояние. Мы же не только работаем, но и живем здесь».